Glnews.ru

Glnews.ru - информационный портал

Onyx Grand Prix
Гоночная команда
Дебют 1978
Страна  Великобритания
Босс(ы) команды Майк Эрл
Грег Филд
Бывшая серия Европейская Ф2
Международная Ф3000
Формула-1
Победы в личном зачёте 1 (1 - Международная Ф3000)
Победы в командном зачёте -
Роспуск 1990

Onyx Grand Prix — британская автогоночная организация, известная по своим выступлениям в ряде кольцевых автогоночных серий.

База команды располагалось в Западном Суссексе, Великобритания.

Содержание

Общая информация

Проект Onyx создан в конце 1978 года Майком Эрлом и Грегом Филдом. Эрл к тому моменту уже имел опыт работы с техникой Формулы-3, Формулы-2, Формулы-5000, Формулы-Atlantic и Формулы-1 (в последнем случае Майк сотрудничал с командой LEC и Дэвидом Пэрнли). В 1979 году новая организация попробовала участвовать в европейской Формуле-2 с собственным шасси, но не смогла быстро добиться результата и досрочно свернула доводку техники. Через год компания вернулась в серию с покупным шасси March. Сотрудничая с Джонни Чекотто и Риккардо Палетти команда вскоре смогла добиться нескольких подиумов в данном чемпионате.[1]

В 1982 году Onyx впервые отметился в чемпионате мира Формулы-1, обслуживая на бельгийском этапе частный March Эмилио де Вильоты. Опыт показался руководителям команды позитивным, хотя испанец и не пробился на старт, и на следующий сезон они попытались выставить собственную заявку. Было достигнуто предварительное соглашение с Палетти, но планы в итоге пришлось отложить на некоторое время, после того как итальянец разбился на Гран-при Канады.

Следующие несколько сезонов организация провела в европейской Формуле-2, где накануне сезона-1983 выкупила имущество заводской команды March у её совладельца Робина Херда. Ход себя оправдал — пилоты Onyx быстро смогли вклиниться в число лидеров серии, а Беппе Габьяни уже по итогам первого сезона принёс организации третьей место в личном зачёте, выиграв четыре гонки. Через год команда была менее успешна, а в 1985 году, с преобразованием чемпионата под регламент Формулы-3000 смогла вновь вывести своих гонщиков на лидерские позиции: два сезона подряд Эмануэле Пирро останавливается в нескольких очках от титула, а в 1987 году Стефано Модена наконец приносит организации первый в её истории столь крупный трофей. Через год Onyx пробует защитить титул, но менеджмент очень сильно не угадывает с пилотским составом: лишь Фолькер Вайдлер приносит организации хоть какие-то очки.

Полученная уверенность в своих силах позволила Эрлу и Филду начать по ходу 1988 года разработку проекта по переходу в чемпионат мира Формулы-1. Команда подписывает спонсорские контракты с Moneytron и Marlboro; часть её акций выкупает бельгийский бизнесмен Жан-Пьер ван Россем. Проектирование первого собственного шасси поручается Алану Дженкинсу, до того неплохо проявившего себя в конструкторском бюро McLaren.[2] В качестве пилотов приходят уже весьма опытный Стефан Юханссон, а также недавний соперник команды по Формуле-3000 и протеже ван Россема Бертран Гашо. Детище Дженкинса оказывается достаточно конкурентоспособным, а ван Россем ещё активно ищет возможность подписать контракт на поставку двигателя с одним из ведущих автопроизводителей. Впрочем не всё было гладко — оба шасси были готовы в последний момент и команда почти не имела времени на их доводку, из-за чего первый проход через сито предквалификации случился лишь на четвёртом этапе. Попутно в новых условиях утрясался руководящий состав коллектива. Постепенно пилоты смогли всё чаще проходить отборочные заезды, а в гонках бороться на равных сначала в середине пелотона, а затем и постепенно приближаться к очковой зоне. Дважды удачная тактика позволила Юханссону попасть в призовую шестёрку, а в Португалии он даже смог финишировать на подиуме. Не всё, впрочем, складывалось гладко — ван Россем после многочисленных попыток договорится о конкурентоспособным двигателе так и не смог ни с кем договорится и постепенно охладел к проекту и вскоре продал свои акции. Не смотря на периодические успехи организация жила в условиях дефицита средств, из-за чего доработка шасси происходила не всегда с нужной скоростью, а неудачи в квалификациях вызывали разговоры на повышенных тонах внутри коллектива. После одной из них был уволен Гашо.

Уйдя бельгийцы прихватили с собой и одного из основных спонсоров, что поставило команду на грань закрытия, однако в последний момент её спасли Петер Монтеверди, Карл Фойтек и Брюн Фрай. Новые владельцы вскоре стали наводить в команде собственный порядок, расставшись с недавно ключевыми фигурами в проекте. Покинули команду оба отца-основателя; разругался и ушёл Дженкинс; лишился места в команде Юханссон, чей болид тут же занял сын одного из новых владельцев. Недавние мечты о борьбе с лучшими в серии постепенно сходили на нет: Монтеверди лез в работу даже тех частей команды, где его собственный опыт был близким к нулю. При всё больших проблемах с финансированием был затеян переезд в Швейцарию. К концу лета 1990 года швейцарец переосмыслил владение подобным активом и накануне Гран-при Бельгии объявил о роспуске организации.[3]

Результаты выступлений

Международная Формула-3000

Результаты
Сезон Шасси Двигатель Гонщики 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Очки Поз.
1985 March Cosworth V8
SIL

THR

EST

VAL

PAU

SPA

DIJ

PER

ZEL

ZAN

DON
Эмануэле Пирро 7 1 4 1 2 НФ НФ 2 4 5 НФ 38 3-й
Джонни Дамфриз НФ 7 НФ 6 - - - - - - - 1 16-й
Марио Хюттен - - - - НФ НФ 12 5 10 НФ 2 8 10-й
1986 March Cosworth V8
SIL

VAL

PAU

SPA

IMO

MUG

PER

ZEL

BIR

BUG

JAR
Эмануэле Пирро 2 3 2 19 НФ 6 13 НФ НФ 1 1 32 2-й
Джон Джонс 20 НПК 6 НФ НПК 12 11 14 7 15 10 1 21-й
Кэри Брен 21 НПК НПК НПК - - - - - - - 0 НК
Уэйн Тейлор - - - - - - НПК - - - - 0 НК
Расселл Спенс - - - - - - - 11 6 10 НФ 0.5 23-й
1987 March Cosworth V8
SIL

VAL

SPA

PAU

DON

PER

BRH

BIR

IMO

BUG

JAR
Стефано Модена 4 1 НФ НФ 2 6 4 1 1 НФ 6 40 1-й
Пьер-Анри Рафанель 16 4 8 НФ 3 НФ НФ НФ НФ 14 НФ 7 13-й
1988 March Cosworth V8
JER

VAL

PAU

SIL

MNZ

PER

BRH

BIR

BUG

ZOL

DIJ
Фолькер Вайдлер НФ 12 НПК 14 9 НФ 6 4 НС НФ 6 5 15-й
Альфонсо де Винуэса НПК НПК НПК - - - - - - - - 0 НК
Стив Кемптон - - - - - - НПК - - - - 0 НК
Расселл Спенс - - - - - - - - 11 НПК НФ 0 НК

Жирным выделен старт с поул-позиции. Курсивом — быстрейший круг в гонке.

Формула-1

Результаты
Сезон Шасси Двигатель Ш Гонщики 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Очки Поз.
1989 Onyx ORE-1 Ford DFR V8 G
BRA

SMR

MON

MEX

USA

CAN

FRA

GBR

GER

HUN

BEL

ITA

POR

ESP

JPN

AUS
Стефан Юханссон НППК НППК НППК НФ НФ ДК 5 НППК НФ НФ 8 НППК 3 НППК НППК НППК 6 12-й
Бертран Гашо НППК НППК НППК НППК НППК НППК 13 12 НППК НФ НФ НФ - - - - 0 НК
Юрки Ярвилехто - - - - - - - - - - - - НППК НФ НППК НФ 0 НК
Кубок конструкторов 0 0 0 0 0 0 2 0 0 0 0 0 4 0 0 0 6 10-й
1990 Onyx ORE-1
Onyx ORE-2
Ford DFR V8 G
USA

BRA

SMR

MON

CAN

MEX

FRA

GBR

GER

HUN

BEL

ITA

POR

ESP

JPN

AUS
Стефан Юханссон НПК НПК - - - - - - - - - - - - - - 0 НК
Грегор Фойтек - - НФ 7 НФ 15 НПК НПК НФ НПК - - - - - - 0 НК
Юрки Ярвилехто НПК НПК 12 НФ НФ НФ НПК НПК НК НПК - - - - - - 0 НК
Кубок конструкторов 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 - - - - - - 0 НК

Примечания

  1. Биография Майка Эрла  (англ.). grandprix.com. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 27 марта 2013.
  2. Onyx ORE 1-Cosworth. The A-Z of Racing Cars. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 23 февраля 2013.
  3. Португалия'89: Команда Onyx  (рус.). f1news.ru (14 февраля 2009). Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013. Проверено 27 марта 2013.

Ссылки

  • Профиль  (англ.) на сайте F1 Rejects
  • Профиль  (нем.) на сайте журнала Speedsport