Glnews.ru

Glnews.ru - информационный портал

Метки: Шествие на осляти, шествие на осляти картинки, шествие на осляти что это.

В. Г. Шварц. «Шествие на осляти Алексея Михайловича».
Голландская гравюра XVII в.
Рисунок из альбома Мейерберга «Празднование Вербного воскресенья на Красной площади, в 1654 году»

Шествие на осляти — православный обряд, совершавшийся в Русском государстве в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле.

Содержание

История обряда

В письменных источниках упоминается с XVI века. В XVI веке шествие совершалась только в Кремле. С XVII века шествие проходило от Успенского собора через Спасские ворота к Входоиерусалимскому приделу Покровского собора (храма Василия Блаженного).

Обряд не прекращался даже в 1611 году, когда Кремль был занят польскими захватчиками[1].

Во второй половине XVII века церемония шествия проходила следующим образом:

Патриарх обращался к царю со специальной пригласительной речью. В день праздника после утренней обедни царь выходил в Успенский собор в праздничной одежде. Царя сопровождали бояре, окольничьи и прочие придворные чины.

Из Успенского собора начинался крестный ход: две хоругви, за ними по два чернецы и дьяконы, за ними по три священники, протопопы, запрестольный образ, кресты хрустальные, иконы из разных монастырей, протопопы, певчие, икона Богородицы Влахернской. За иконой шли соборные ключари и патриарх. В 1675 году в шествии участвовало 300 священников и 200 дьяконов.

Царское шествие открывалось нижними чинами по три человека в ряд. Дьяки, дворяне, стряпчие, стольники, ближние и думные люди и окольничьи. Потом шествовал царь, за ним бояре, думные и ближние люди и гости. По обе стороны шествия следовали стрелецкие полковники, вдоль дороги стояли расписанные кадушки с вербой.

Царь и патриарх входили в придел Входа в Иерусалим Покровского собора. С царём входили высшие чины, остальные оставались у Лобного места. В соборе царь молился и возлагал на себя сан (царские одежды): крест, бармы, царскую шапку и т. д. Вместо посоха царю подавали царский жезл.

На Лобном месте устанавливали налой с Евангелием и иконы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Путь от Спасской башни до Лобного места ограждали перегородками, обитыми красным сукном. На Красной площади стояли стрельцы и собирались толпы народа.

Недалеко от Лобного места стоял осля — накрытая каптуром (род попоны) лошадь. У осля стояли патриарший боярин и пять дьяков в золочёных кафтанах. Там же располагалась нарядная верба. На крыше одной из лавок Верхнего овощного ряда стоял капитан солдатского строя с ясачным знаменем для подавания сигналов во время церемонии.

До первой половины XVII века вербу наряжали на патриаршем дворе. На вербные сани устанавливали место для вербы. Сани устанавливали на колёса, и украшали красным сукном. На санях устраивали место для певчих. Вербу украшали изюмом, грецкими орехами, финиками. С 1634 года в украшении вербы стали постоянно употребляться яблоки. В 1636 году для украшения вербы были приобретены тысяча яблок разного размера. После праздника патриарх раздавал яблоки духовным и светским чинам, а самые крупные яблоки отправлялись во дворец — царской семье. Верба украшалась заранее и устанавливалась на месте в ночь или в утро праздника. Для украшения вербы на патриаршем дворе был построен специальный сарай.

После 1668 года шествие стало проводиться с особой пышностью. Убранство вербы перевели с патриаршего двора на двор боярина Никиты Ивановича Романова. В 1670-е годы для украшения вербы в Немецкой слободе начали покупать искусственные цветы, фрукты и птиц. В 1672 году на украшение вербы было потрачено более 476 рублей. На Спасском мосту начали устанавливать ещё шесть верб.

Когда царь и патриарх выходили из собора, кресты и иконы возвращались в Успенский собор. Патриарх поднимался на украшенное Лобное место, и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы, черенки которых были обшиты бархатом. Патриарх и митрополиты раздавали окружающим ветви вербы. Архидьякон, стоя лицом на запад, читал Евангелие до слов «и посла два от ученик»; с этими словами соборный протопоп и ключарь отправлялись за ослятей. Протопоп и ключарь покрывали осляти ковром и красным и зелёным сукном. Патриарх держал в одной руке Евангелие, а в другой крест, и садился на осля. Шествие вновь начиналось с младших чинов: дьяки, дворяне, стряпчие, стольники — все они были в расшитых золотом кафтанах и поэтому назывались золотчиками. За ними везли нарядную вербу. Под деревом стояли певчие дьяки в белых одеждах. За вербой шли духовенство с иконами, ближние люди, думные дьяки, окольничие и царь в большом царском наряде. Царь вёл осля за конец повода. Перед царём стольники и ближние люди несли: царский жезл, государеву вербу, государеву свечу, царское полотенце. Вместе с царём осля вели: один из первостепенных бояр, царский и патриарший дьяки, патриарший конюший старец. По сторонам от царя с пальмовыми ветвями шли бояре, окольничьи, думные дворяне. За патриархом шли духовные чины и замыкали шествие гости.

По пути следования дети стрельцов от 10 до 15 лет устилали дорогу тканями, в основном красными и зелёными. Полотно имело размер 6 аршин в длину и 4 аршина в ширину. Каждый такой кусок держали шесть мальчиков. Поверх тканей укладывали разноцветные кафтаны и однорядки. Во время царствования Фёдора Алексеевича количество детей, укладывающих ткани и кафтаны, достигало 1000, из них 800 укладывали ткани, а 200 кафтаны. После праздника они получали ткани и кафтаны, или деньги.

Когда шествие вступало в Спасские ворота, на всех церквях Кремля начинался колокольный звон. Звон продолжался до вступления процессии в Успенский собор. Верба оставалась у южных дверей собора. В соборе дочитывали Евангелие, царь и патриарх целовались. Царь уходил в одну из домашних церквей, патриарх завершал литургию в соборе. После литургии патриарх благословлял вербу, ключари отрезали ветви для алтаря, царской семьи и бояр. Остатки вербы, украшения вербы и саней раздавали стрельцам и народу.

Во время двоецарствия с 1684 года по 1693 год в шествии принимали участие оба царя. После 1693 года документов о проведении шествия не сохранилось.

По царскому указу с 1669 года Шествие на осляти проводилось в городах: Астрахань, Рязань, Казань и Тобольск. В шествии участвовали архиерей и воевода. Иван Феодорович Пушкин, будучи воеводой в Тобольске вёл за узцы осля, на котором сидел митрополит сибирский Киприан. Шествия на осляти также проводились в Новогороде, и Ростове.

Соборным уложением 1678 года шествия на осляти в городах были запрещены, и проводились только в Москве.

В настоящее время в некоторых городах России (в частности, Ростове) возобновляется традиция шествия на осляти с участием местного архиерея.[2]

См. также

Примечания

  1. Пасха. М.: Олма-Пресс, 2002. С. 108. ISBN 5-224-02154-5
  2. Возрождается традиция «шествия на осляти»

Литература

  • Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.: Транзиткнига, 2005. С. 310—317. ISBN 5-9578-2773-8
  • Стенникова П. А. Церковно-театрализованные действа в России XVI—XVII вв. На примере «Пещного действа» и «Шествия на осляти» в Вербное вокресенье. Диссертация. Челябинск, 2006.
  • Сулоцкий А. И. Крестный ход на осляти, который в старину был отправляем в Тобольске в Вербное воскресенье // Чтения в обществе истории и древностей российских. М., 1870. № 3. C. 18-23.

Ссылки

  • Шествие на осляти // Российский Этнографический Музей

Tags: Шествие на осляти, шествие на осляти картинки, шествие на осляти что это.