Glnews.ru

Glnews.ru - информационный портал

Метки: Союз-11 почему без скафандров, союз-11 википедия, союз-11 корабль.

Союз-11
Эмблема

Полётные данные корабля
Название корабля Союз-11
Ракета-носитель Союз
Полёт Союза № 11
Стартовая площадка Байконур площадка 1
Запуск 6 июня 1971
04:55:09 UTC
Стыковка Салют-1
Посадка 29 июня 1971
23:17 UTC
Место посадки Казахстан 47° с. ш. 70° в. д. / 47.35663° с. ш. 70.12142° в. д. (G) (O) [1][2]
Длительность полёта 23 дня 18 ч. 21 мин. 43 сек.
Количество витков 384
Пройденное расстояние 15,932 млн. км.
Апогей 220,5 (249,6) км
Перигей 191,5 (211,7) км
Наклонение 51,64° (51,6°)
Период обращения 88,43 (88,82) мин
Масса 6,790 т
NSSDC ID 1971-053A
NORAD ID 05283
Полётные данные экипажа
Членов экипажа 3
Позывной «Янтарь»
Посадка 3
Место посадки Казахстан
Длительность полёта 23 дня 18 ч. 21 мин. 43 сек.
Количество витков 384
Перестыковки
Стыковка 7 июня 1971
Расстыковка 29 июня 1971
18:25:15 UTC
Фотография экипажа

Почтовая марка СССР. 1971. Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков, В. И. Пацаев

Связанные экспедиции
Предыдущая Следующая
Союз-10 Союз-12

«Союз-11» — пилотируемый космический корабль серии «Союз» (регистрационный номер 1971-053A/05283), доставивший первый экипаж на орбитальную станцию «Салют-1» (экипаж «Союз-10» также удачно состыковался с орбитальной станцией, но из-за повреждения стыковочного агрегата не смог перейти на ее борт). Космонавты погибли при возвращении из-за разгерметизации спускаемого аппарата.

Содержание

Экипаж

Экипаж Георгия Добровольского готовился как дублирующий для экипажа Алексея Леонова. За два дня до старта медицинская комиссия забраковала Валерия Кубасова, в связи с чем и была произведена замена.

Основной экипаж

Дублирующий экипаж

Резервный экипаж

История полёта

Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме, 7 июня 1971 года экипаж приступил к расконсервации станции и работе на орбите.

Во время первого входа на станцию экипаж обнаружил, что воздух сильно задымлён. После ремонта вентиляционной системы космонавты провели следующие сутки в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха.

После этого экипаж приступил к запланированным работам. Пребывание на станции было продуктивным и включало ТВ-связь с Землёй. Однако на 11-й день произошло возгорание, и было принято решение прекратить полёт и оставить станцию. В связи с этим было отменено наблюдение с орбиты за взлётом ракеты Н-1.

По окончании срока работ, 29 июня 1971 года, «Союз-11» стал готовиться к спуску. При закрытии люка продолжал гореть транспарант «Люк открыт». ЦУП предположил поломку датчика на обрезе люка, экипаж заблокировал его и проверил герметичность сбросом давления в бытовом отсеке.

29 июня в 21:25:15 ДМВ «Союз-11» отделился от станции. Командир корабля доложил об этом в ЦУП.

30 июня в 01:35:24 ДМВ двигатель корабля был включён на торможение и отработал заданное время.

01:47:28 ДМВ произошло разделение отсеков корабля, прервалась связь с экипажем.

01:54 ДМВ станции слежения ПВО обнаружили СА в 2200 км от расчётного места посадки.

02:02:54 ДМВ на высоте около 7 км раскрылся основной парашют СА, вскоре он был обнаружен встречающими вертолётами, экипаж на связь не выходил.

02:16:52 сработали двигатели мягкой посадки, полёт завершился в заданном районе. Поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Были проведены реанимационные мероприятия.

В кабине «Союза-11» были выключены все передатчики и приёмники. Плечевые ремни у всех троих членов экипажа были отстёгнуты, а ремни Добровольского перепутаны и застёгнут только верхний поясной замок. Один из двух вентиляционных клапанов находился в открытом положении. Этот клапан открывается при парашютировании для выравнивания забортного атмосферного давления с давлением в СА. Других отклонений от нормы специалисты не обнаружили.

Причины гибели

Для расследования причин катастрофы была создана Правительственная комиссия под председательством академика Мстислава Келдыша.

Анализ записей автономного регистратора бортовых измерений «Мир» показал, что с момента разделения отсеков на высоте более 150 км давление в СА стало резко снижаться, и в течение 115 секунд упало до 50 мм рт. ст. Темп снижения давления соответствовал отверстию вентиляционного клапана. Комиссия пришла к однозначному выводу: при разделении отсеков преждевременно и несанкционированно открылся вентиляционный клапан. В результате СА разгерметизировался, и это привело к гибели космонавтов.

Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку, однако в тумане, который заполнил кабину после разгерметизации, закрыли не тот клапан, и потеряли на этом время. Когда Георгий Добровольский (по другим данным, Виктор Пацаев) обнаружил истинную причину разгерметизации, ему уже не хватило времени устранить её.

Кроме того, расположение клапана и ручек управления им было таким, что для работы с ним необходимо было покинуть кресло. На этот недостаток указывали лётчики-испытатели, для которых подобное недопустимо.

Выводы

После катастрофы последовал 27-месячный перерыв в запусках кораблей «Союз» (следующий пилотируемый корабль "Союз-12" был запущен 27 сентября 1973 года). За это время были пересмотрены многие концепции: изменилась компоновка органов управления корабля, став более эргономичной; операции подъёма-спуска стали проводить только в скафандрах, экипаж стал состоять из двух человек (частично место 3-го члена экипажа заняла установка автономного обеспечения жизнедеятельности легких скафандров, в составе которой заметный объем занимала криогенная ёмкость с запасом воздуха).

Память

  • В 1973 году на месте приземления «Союз-11» был установлен мемориальный знак. В настоящее время разрушен вандалами[3].

Фильмы

Примечания

  1. на карте Google - Союз-11 высадка Мемориальный памятник фотоснимок. Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012. Проверено 25 декабря 2010.
  2. на карте Google - Союз-11 высадка Мемориальный памятник фотоснимок крупный план. Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012. Проверено 25 декабря 2010.
  3. Сохранившиеся фотографии памятника

Ссылки

  • Полёты космических кораблей «Союз». Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012. Проверено 5 июля 2010.
  • Описание полёта  (англ.). Архивировано из первоисточника 25 февраля 2012. Проверено 5 июля 2010.

Tags: Союз-11 почему без скафандров, союз-11 википедия, союз-11 корабль.