Glnews.ru

Glnews.ru - информационный портал

Метки: Свещеносец патриарха кирилла, свещеносец, свещеносец происхождение слова, свещеносец обязанности.

Перейти к: навигация, поиск

Свещено́сец (греч. κηροφόρος и (или) греч. δεποτάτος, κηροφόρος — буквально: несущий воск (восковую свечу), от греч. κηρός — воск и греч. φορέω — носить) — в христианстве — самый низший чин церковнослужителей, предшественник чтеца, не возведённый в степень священства, носящий высокий подсвечник с возжжённой свечою или просто возжжённую свечу на входах, при чтении Евангелия, перед Святыми Дарами, на крестном ходе, кроме того, свещеносцы носят иконы и хоругви; в древности обязанностью «депотатоса» или «депотата» было ещё приглашать начальников к архиерею (они были в качестве архиерейских секретарей).

История Чина свещеносца

Свещеносцы были известны со времен древней Церкви. Святитель Симеон Солунский (? – ок. 1429 гг.) замечает: «есть руковозложения на должности, например, депотата или свещеносца, совершающееся прежде руковозложения в чтеца, но, впрочем, уже не совершающиеся и ныне как бы совершенно прекратившиеся, хотя в церкви Фессалоникийской незадолго перед этим были и в древнейших уставах описаны».[1] Сохранилось лишь несколько таких «древних уставов». Древнейший дошедший до нас чин поставления в свещеносца содержится в Евхологии XI в. Парижской национальной библиотеки. Согласно ему, чин совершался так: ставленник подводился к архиерею и преклонял главу, архиерей трижды благословлял его и читал над ним молитву «Иже всю тварь светом просветивый...» , в которой испрашивал ставленнику нескверную и непорочную одежду, после чего облекал в назначенные для свещеносца одежды и, помолившись, отпускал. Также этот чин описан и в Евхологиях XV в. Лавры Афанасия Афонского и Синайской библиотеки, лишь с незначительными различиями в тексте молитвы. Чин называется: «Τάξις γινομένη ἐπὶ προχειρήσει κηροφόρου καὶ δεποτάτου»

Это все сведения, которые известны относительно чина потавления в свещеносца. Существовал ли он раньше XI в. неизвестно, равно, как и неизвестно, когда он вышел из употребления в Греческой Церкви, которая в современных богослужебных книгах его не имеет. Вероятно, этот чин вышел из употребления не одновременно во всех Восточных Церквaх. Основание для этого дает святитель Симеон, когда говорит, что «в Церкви Фессалоникийской незадолго перед этим» он существовал. Видимо, в Солуни чин вышел из употребления в XIV в.; однако рукописи XV в., в которых этот чин содержатся, говорят о том, что еще в некоторых местах он употреблялся, но исчез не позже конца XVI в., поскольку греческие печатные Евхологии его не знают. Поскольку Россия приняла христианство в то время, когда в Греции еще совершался этот чин, то он перешел и в практику Русской Церкви, где совершался до XVII в. Как чин совершался на Руси с Х по XVI вв. – неизвестно. Скорее всего, он оставался точной копией греческого чина. На это указывают рукописные и печатные южно-славянские требники XIV–XVI вв.
В северо-русском чине уже в XVI в. встречаются небольшие изменения. После архиерейского благословения ставленник должен был трижды поклониться перед Царскими вратами, а после молитвы ему вручали свечу и произносили ектению. В XVII в. в чине произошел еще ряд изменений: ставленника выводили на середину храма, он трижды кланялся по направлению к Царским вратам и трижды архиерею. Подойдя к святителю, ставленник преклонял голову, архиерей трижды его благословлял, возлагал на голову руку и читал молитву. Из чина были исключены предначинательное благословение епископом поставляемого и ектения с прошением за него. Что же касается облачения ставленника в соответствующие ему одежды и вручение свечи, то эти действия вошли в современный чин поставления чтеца и певца.

В южно-русских Чиновникáх этот чин предписывалось совершать немного по-другому. Чин совершался перед началом Литургии, когда ставленника приводили на середину храма, где он кланялся архиерею, затем творил три поклона перед Царскими вратами, опять подходил к святителю и преклонял главу. Епископ благословлял его и начинал чин возгласом «Благословен Бог наш...»; далее следовало «Начало обычное» и 83-й псалом, потом архиерей возлагал руку на голову пришедшего и читал молитву, после которой его облачали в подобающую одежду и святитель подавал свечу. Произносилась ектения со специальными прошениями и заканчивался чин краткой молитвой архиерея.

В Киевской митрополии этот чин еще назывался чином поставления «аколита». Аколит – это искаженное слово «аколуф» от греч. ἀκόλουθος – спутник, провожатый. Несмотря на то что это слово греческое, у греков аколуфов не было (их обязанности исполняли иподиаконы), это чисто латинская должность, что еще раз подтверждает, что на юге Руси чин появился под латинским влиянием.

Поставление в свещеносца

В православной церкви свещеносцы посвящаются архиереями через особый обряд или чин, называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в чтеца, затем в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее — во священника и высшее — во епископа (архиерея). Неженатый и не монашествующий православный христианин, посвященный в свещеносца, как и чтец, ещё имеет право вступить в христианский брак, а посвящённый в иподиакона и выше, уже не может законно венчаться.

Свещеносец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время поставления на него надевается малая фелонь[2], которая затем снимается после хиротесии человека в чтеца, и на него надевается стихарь.[3] Посвящения в свещеносца удостаивают только мужчин.
Современный Чин поставления в свещеносцы состоит из следующего: человека подводят к архиерею, поставляемый кладет три поклона перед иерархом, затем наклоняет голову, после чего архиерей трижды крестит её , после человека одевают в короткую фелонь , архиерей читает молитву: «Иже всю тварь светом просветивый...» , в конце чина свещеносцу вручают заженную свечу. Короткая фелонь это одежда , которую одевает свещеносец во время богослужения на подрясник или на кафтан.
Если для чтеца нижней границей возраста согласно 42 главе «От свитка новых заповедей Иустиниана царя» , в ней 43 глава, Кормчей является - 15 лет,[4] то свещеносцы не упоминаются ни среди правил Вселенских соборов, ни в Кормчей, по этой причине архиерей может ставить человека в свещеносца с более раннего возраста, с 10 или даже с 7 лет.

Примечания

  1. Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский Писания Святых Отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения (Том 2 ) стр. 207-208
  2. Чин бываемый на поставление свещеносца Большой Потребник
  3. Архиерейский Чиновник Чин посвящение в чтеца.
  4. Кормчая, напечатанная с оригинала патриарха Иосифа. — М.: Журнал «Церковь», 1912 (1650). стр 779 или лист 322

Литература

  • Неселовский А.З. Чины хиротесий и хиротоний
  • М. Поснов — История христианской Церкви (до 1054 г.) Постоянные иерархические и неиерархические служения в Церкви.
  • Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский Писания Святых Отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения (Том 2 и 3)
  • История чинов хиротесий Православной Церкви Иеродиакон Николай (Летуновский)
  • Μεγάλη Ελληνική Εγκυκλοπαίδεια Πυρσός, τόμος 9, σελ. 48

Tags: Свещеносец патриарха кирилла, свещеносец, свещеносец происхождение слова, свещеносец обязанности.