Glnews.ru

Glnews.ru - информационный портал

Метки: Роботы в культуре и искусстве, работы в культуре, роботы в культуре.

Треножник атакует людей

Роботы, как культурный феномен появились с пьесой Карела Чапека «R.U.R.», описывающую конвейер, на котором роботы собирают самих себя. С развитием технологии люди всё чаще видели в механических созданиях что-то больше, чем просто игрушки. Литература отразила страхи человечества, о возможности замены людей их собственными творениями. В дальнейшем эти идеи развиваются в фильмах «Метрополис» (1927), «Бегущий по лезвию» (1982) и «Терминатор» (1984). Как роботы с искусственным интеллектом становятся реальностью и взаимодействуют с человеком, показано в фильмах «Искусственный разум» (2001) режиссёра Стивена Спилберга и «Я, робот» (2004) режиссёра Алекса Пройяса.

Содержание

Художественная литература

Значительный вклад в формирование образа «робота» в литературе внес Айзек Азимов. Им были сформулированы «Три Закона Роботехники»:

  1. Робот не может причинить вреда человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен выполнять приказы человека в той мере, в которой это не противоречит Первому Закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму Законам[1].

Азимов в своих произведениях показывает, что эти законы, будучи заложены в программу-мозг робота в виде обязательных (безусловно исполняемых роботом) законов исключают возможность проявления любых недружественных действий робота по отношению к человеку. Приводятся также примеры негативных последствий, возникающих в случае, когда люди пренебрегая требованиям обязательности трех законов блокируют на этапе программирования робота один из законов (например, вторую часть первого закона). В этом случае робот может найти логически непротиворечивое решение, позволяющее ему нарушить 1-й закон и стать опасным для человека.

Также Айзеком Азимовым (в романах «Роботы и Империя», «На пути к основанию») сформулирован так называемый «нулевой» закон робототехники: «Робот не может причинить вред человечеству или своим бездействием способствовать этому»

«…Нулевой. Робот не может причинить вред человечеству или, своим бездействием, способствовать этому. Тогда Первый Закон следует читать следующим образом: Первый. Робот не может причинить вред человеческому существу или, своим бездействием, способствовать этому, кроме тех случаев, когда это противоречит Нулевому Закону. Таким же образом следует трактовать и последние два…» — Айзек Азимов «На пути к основанию»

В творчестве С. Лема роботы занимают значительное место. Цикл рассказов «Кибериада», где действуют только роботы, а люди считаются страринными сказочными чудовищами — «бледнотиками». В приключениях И. Тихого также внимание уделено роботам, особенно в «Стиральной трагедии» (из цикла «Из воспоминаний Ийона Тихого»), где в гротескной форме описывается роль робота в человеческом обществе с точки зрения законодательства.[источник не указан 508 дней]

Роботы в анимации

Аниме

Разнообразное аниме где фигурируют боевые или другие роботы очень популярно в Японии и даже перешло в отдельный жанр Меха (это название впоследствии стало обозначением всех человекоподобных боевых роботов) аниме. В этом жанре «меха» были созданны многие культовые аниме, которые в мире стали символами японской анимации: Transformers, Gundam, Voltron, Neon Genesis Evangelion. Во многом благодаря этому начиная с 80-90 тых годов роботы стали частью национальной культуры Японии а также частью стереотипов о ней.

Сюжет в основном базировался на угрозе планете со стороны ранее не известных и сильных монстров, победить которых могли лишь пилоты (часто несовершеннолетние для основной аудитории подобных аниме) которые управляли гигантскими человекоподобными роботами либо роботами, имеющими «душу» и контролирующими все свои поступки, как например в культовом сериале Трансформеры. Но роботы также появлялись и в антиутопических и постапокалиптических сюжетах как в аниме Призрак в доспехах и Евангелион. Впоследствии черты этого жанра перешли в кинофантастику.

Западная мультипликация

Роботы в кино

Робот из фильма «День, когда Земля остановилась» ставший прообразом многих роботов в кино-фантастике
Робот в современной стилистике

Роботы «оказали» такой же вклад в киноиндустрию, как когда-то в фантастическую литературу и анимацию, особенно на жанр кинофантастики. Так фильм Терминатор стал одним из самых культовых фильмов в истории кинематографа вообще, а его главные герои известны практически каждому человеку. Образы роботов в фильмах частично впитали ту роль которая им отдавалась в художественной литературе. В основном роботы были специально созданными машинами для убийства — неубиваемым врагом с которым предстояло сразиться герою.

В середине XX века популярным был образ Робота, основанный на персонаже «Робота-охранника» из фильма «День, когда земля остановилась», который представлял собой гигантского робота, основным оружием которого был лазер, способный уничтожать целые города. Впоследствии этот штамп стал настолько популярным, что уже почти не использовался и высмеивался как один из самых заезженных штампов Фантастики наряду со злобными пришельцами и бластерами.
За время развития образ роботов в Кино изменился, в отличие от медленных «жестянок»-истуканов из фильмов 30-60 годов, современный образ экранных роботов стал больше заимствовать стилистику современной техники, в том числе стиль Хай-тек. Так дизайн роботов из агрессивного стал на данный момент более детальным и «стильным».

Также культовыми стали следующие роботы-герои фильмов:

В видеоиграх

Существует жанр видео игр — симуляторы меха. Наиболее известным представителем этого жанра является серия игр MechWarrior. В таких играх как Lost Planet, Shogo: Mobile Armor Division, Quake IV, Chrome, Unreal Tournament 3, Battlefield 2142, F.E.A.R. 2: Project Origin имеется возможность управлять роботами. Ещё одним примером видео игры с участием роботов является Scrapland.

В популярной музыке

Иногда тема роботов обыгрывается в песнях, исполняемых эстрадными певцами. В качестве примера можно привести одну из первых песен Аллы Пугачевой «Робот стань человеком», с которой началось ее восхождение к вершинам популярности.

В 1978 году немецкая группа Kraftwerk выпустила сингл die Roboter, в котором есть строчки на русском языке: «Я твой слуга, я твой работник». На этот трек впоследствии было выпущено много ремиксов, но оригинал и по сей день остается любимым среди DJs и ценителей электронной музыки.

В субкультурах

Тема роботов всегда являлась благодатной почвой для появления всевозможного народного фольклора — частушек, анекдотов и проч. В его основе обычно были юмористические попытки «вписать» роботов в контекст обыденной жизни и посмотреть — что же из этого может получиться. Серию анекдотов в СССР породил, например, отечественный телесериал «Приключения Электроника».
С распространением Интернета роботы стали фигурировать и в т. н. Интернет-мемах. Всевозможные шутки, картинки и видеоролики с участием роботов стали распространяться по сети по вирусной схеме. В англоязычном секторе Интернет, например, особенно популярными являются интернет-мемы в которых фигурирует робот Бендер из Футурамы, Терминатор и проч.

См. также

Примечания

  1. Isaac Asimov FAQ. Isaac Asimov Home Page (27 июня 2008). Архивировано из первоисточника 22 июля 2012. Проверено 24 сентября 2008.

Ссылки


Источник

Tags: Роботы в культуре и искусстве, работы в культуре, роботы в культуре.