Glnews.ru

Glnews.ru - информационный портал

Метки: Паровоз щеголев, паровоз щука фото, паровоз щука.

Щ
Основные данные
Главный конструктор

Н. Л. Щукин

Осевая формула

1-4-0

Годы постройки

19061918

Страна постройки

Россия

Завод

Харьковский, Брянский, Луганский, Невский, Путиловский, Сормовский, Коломенский

Всего построено

1910

Страна эксплуатации

Россия (СССР), Польша

Ширина колеи

1524 мм

Технические данные
Длина локомотива

11 701—11 753 мм

Рабочая масса паровоза

77,3—78,3 т

Масса порожнего паровоза

69,0—71,2 т

Сцепная масса

64,2—64,7 т

Нагрузка от движущих осей на рельсы

16 тс

Конструкционная скорость

75 км/ч

Мощность

620 л.с.

Диаметр бегунковых колёс

930 мм

Диаметр движущих колёс

1300 мм

Давление пара в котле

12—14 кгс/см²

Испаряющая поверхность нагрева котла

168,9—176,7, 206,1 м²

Число дымогарных труб

272, 176

Тип пароперегревателя

двухоборотный

Поверхность нагрева пароперегревателя

40,9—59 м²

Число жаровых труб

24—27

Площадь колосниковой решётки

2,8 м²

Диаметр цилиндров

510/765, 590, 540/765 мм

Ход поршня

700 мм

Паровоз Щ

Паровоз Щ (в просторечии «щука») — паровоз типа 1-4-0 выпускавшийся в Российской империи и советской России 1906 по 1918 год.

Содержание

История проекта

В 1905 году на железных дорогах Российской империи вследствие русско-японской войны появилась потребность в более мощных паровозах, чем паровозы нормального типа серии О. В этот период на казённых железных дорогах проводилась массовая замена износившихся рельсов и рельсов лёгких типов более тяжёлыми. В связи с вышеназванными обстоятельствами целесообразно было строить более мощные и тяжёлые паровозы. В 1905 году министр путей сообщения К. С. Немешаев поручил профессору Н. Л. Щукину дать предложение о новом типе товарного паровоза для казённых железных дорог.[1]

Несмотря на то, что на дорогах Европы уже работали паровозы типа 0-5-0 профессор Н. Л. Щукин решил ограничиться типом 1-4-0, взяв за основу паровоз серии Ш Китайско-Восточной железной дороги. С целью накопления опыта работы этих паровозов на казённых железных дорогах 10 паровозов были направлены на Екатерининскую железную дорогу.

Техническое бюро Харьковского паровозостроительного завода под руководством инженера А. С. Раевского[2] в 1906 году спроектировало паровоз с двухцилиндровой машиной компаунд типа 1-4-0. В том же году Харьковский завод построил один паровоз (он получил обозначение Юх3501). Паровоз был направлен на Екатерининскую дорогу.

В 1912 году паровозы этого проекта получили обозначение серии Щ по фамилии профессора Н. Л. Щукина.[1]

Конструкция и параметры

Выпуск паровозов

Всего с 1906 по 1918 год было построено 1910 паровозов этой серии. Все заводы входившие в Русское паровозостроительное общество строили паровозы серии Щ, а в 1911 году паровозы строил также Николаевский судостроительный завод.

Распространение паровозов

Паровозы поступали на казённые железные дороги Российской империи, а также на заказавшие эти паровозы акционерные дороги: Юго-Восточные, Рязано-Уральскую, Северо-Донецкую.

Ремонт и модернизации паровозов

ремонтировались многими паровозоремонтными заводами, в частности Изюмским заводом.

Судьба паровозов

Паровозы серии Щ и их разновидности работали на многих грузонапряжённых линиях в начале XX века (Попасная-Купянск, Ростов-Иловайск, Мариуполь-Волноваха-Донецк-Авдеевка-Чаплино-Синельниково-Екатеринослав-Пятихатки, Мушкетово-Ясиноватая-Авдеевка, Киев-Коростень-Сарны, Киев-Жмеринка-Одесса, Фастов-Знаменка, Полтава-Лозовая, Белгород-Курск, Белгород-Харьков, Белгород-Купянск, Ковель-Люблин-Ивангород, Москва-Курск, Обухово-Вятка, Вятка-Екатеринбург) вплоть до прихода им на замену более мощных и совершенных паровозов серий Е и Э[3].

Паровозы серии Щ принимали участие в работе на малодеятельных линиях до начала 1950-х годов, затем были отставлены в запас МПС. С конца 1950-х началось их массовое списание из инвентаря, последние паровозы были списаны в 1961 году. Но, по некоторым данным, встречались вплоть до 80х годов во вспомогательной работе.[3]

Примечания

  1. 1 2 Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог 1845—1955. — М.: Транспорт, 1995. — с. 168.
  2. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 35. Прокат — Раковины. 1955. 672 стр.. илл. и карты; 35 л. илл. и карт.
  3. 1 2 Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог 1845—1955. — М.: Транспорт, 1995. — с. 176.

Ссылки


Tags: Паровоз щеголев, паровоз щука фото, паровоз щука.