Glnews.ru

Glnews.ru - информационный портал

Метки: Матрица игра скачать торрент, матрица в называется обратной к матрице а если, матрица памяти игра.

Матрица
The Matrix
Жанр

фантастика
боевик
посткиберпанк
постапокалипсис, антиутопия

Режиссёр

Братья Вачовски

Продюсер

Джоэль Сильвер

Автор
сценария

Братья Вачовски

В главных
ролях

Киану Ривз
Лоуренс Фишборн
Керри-Энн Мосс
Хьюго Уивинг
Джо Пантолиано
Мэтт Доран
Глория Фостер

Композитор

Дон Дэвис

Кинокомпания

Warner Bros.
Village Roadshow Pictures

Длительность

136 мин

Бюджет

63 млн долл.[1]

Сборы

463,5 млн долл.[1]

Страна

 США
 Австралия

Язык

английский

Год

1999

Следующий фильм

Матрица: Перезагрузка

IMDb

ID 0133093

«Матрица» (англ. The Matrix) — культовый[2] научно-фантастический боевик, снятый братьями Энди и Ларри Вачовски, с участием Киану Ривза, Лоуренса Фишборна, Кэрри-Энн Мосс и Хьюго Уивинга. Фильм вышел на экраны США 31 марта 1999 года и положил начало трилогии фильмов, а также комиксам, компьютерным играм и аниме по мотивам.

Фильм изображает будущее, в котором реальность, существующая для большинства людей, — есть в действительности симуляция, созданная разумными машинами, чтобы подчинить и усмирить человеческое население, в то время как тепло и электрическая активность их тел используются машинами в качестве источника энергии. Узнав об этом, хакер по кличке Нео оказывается втянут в повстанческую борьбу против машин, в которую также вовлечены другие люди, освободившиеся из «мира снов» и выбравшиеся в реальность. Идея «Матрицы» во многом воспроизводит платоновский миф о пещере, а по мнению Сократа, это воплощённая идея солипсизма. Фильм содержит множество ссылок на киберпанк и хакерскую субкультуру, философские и религиозные, в особенности гностические, идеи. «Матрица» также активно использует мотивы «Алисы в Стране чудес» и Айзека Азимова (рассказ «Профессия») и романа Артура Кларка «Город и звёзды», гонконгских боевиков и японского аниме.

Теглайны:

  • Believe the unbelievable (Поверь в невероятное).
  • Free your mind (Освободи свой разум).
  • In a world of 1s and 0s… are you a zero, or The One? (В мире единиц и нулей… ты ноль или Избранный?)
  • The Fight for the Future Begins (Борьба за будущее начинается).
  • Reality is a thing of the past (Действительность осталась в прошлом).
  • What is The Matrix? (Что такое Матрица?)
  • Unfortunately, no one can be told what the Matrix is. You have to see it for yourself (К сожалению, никто не сможет вам объяснить, что такое Матрица, пока вы не увидите её сами).
  • Welcome to the real world (Добро пожаловать в реальный мир).

Содержание

Сюжет

Молодой человек ведёт двойную жизнь. Днём он программист Томас Андерсон в крупной компании, ночью — хакер Нео. Однажды на его персональный компьютер приходит странное сообщение: «Ты увяз в Матрице» («The Matrix has you…»). Неизвестный даёт ему указание «следовать за белым кроликом»[3]. Нео встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Следуя за ней, он приходит в ночной клуб. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити, которая обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы. Для этого Нео должен встретиться с тем, кто его давно ищет, — Морфеусом, которого власти считают опаснейшим террористом.

У Нео не остается времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты», своеобразные «охранники» Матрицы. Морфеус предлагает молодому человеку увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две капсулы — синюю, приняв которую Нео проснётся в своей постели и будет считать, что ему всё приснилось, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает красную капсулу.

Нео попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром. Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера, чтобы держать людей в подчинении. Планета погружена в вечный сумрак, города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, чтобы производить им энергию, необходимую для выживания. Те немногие, что смогли сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую войну против машин, научившись самостоятельно входить и выходить из Матрицы.

Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор», и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео — Избранный, который сможет спасти человечество от власти машин. В его разум загружают все виды боевых искусств, чтобы он мог противостоять агентам. Морфеус проверяет Нео в бою, в котором он сначала легко одолевает его, но потом Нео смог одолеть его. Далее он учит Нео совершать огромные прыжки, но Нео это не удаётся с первого раза, как и всем. Команда удивляется этому, так как если он Избранный, то законы матрицы должны быть ему по силам.

Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер, готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на сладкий обман Системы. Сайфер сдаёт своих бывших друзей агентам — автономным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону, когда вся команда направляется к Пифии, чтобы Нео смог узнать, избранный он, или нет. Морфеус попадает в плен к агентам, спасая Нео. Сайфер убивает половину команды, но Тэнку, оператору, удается его убить. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана и когда они почти вышли из Матрицы, агент Смит успевает прострелить телефонную трубку и Нео не успевает выйти. Нео решает вступить в схватку с агентом, так как Пифия сказала, что каждый решает для себя сам, кем ему быть. В тяжёлой схватке Нео с трудом удается обезвредить одного агента и бежать от остальных. Когда он уже заходит в комнату с телефоном, Смит убивает его. Однако Нео, ощутив в себе силу, оживает (так как на самом деле он и есть Избранный). Он с лёгкостью уничтожает Смита, разрушив его программный код.

В конце фильма Нео звонит по телефону, он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что «возможно всё».

В ролях

Актёр Роль
Киану Ривз Нео / Томас Андерсон Нео / Томас Андерсон
Лоуренс Фишбёрн Морфеус Морфеус
Кэрри-Энн Мосс Тринити Тринити
Хьюго Уивинг Смит Агент Смит
Глория Фостер Пифия Пифия
Джо Пантолиано Сайфер Сайфер
Маркус Чонг Тэнк Тэнк
Пол Годдард Браун Агент Браун
Роберт Тэйлор Джонс Агент Джонс
Джулиэн Араханга Эпок Эпок
Мэтт Доран Маус Маус
Белинда МакКлори Свитч Свитч
Энтони Рэй Паркер Дозер Дозер
Стив Додд слепец


Актёр Уилл Смит отказался от роли Нео, чтобы сняться в фильме «Дикий, дикий Вест». Позже он сказал, что если бы он согласился на эту роль, то «должен бы был много с этим провозиться».

Жан Рено был близок к тому, чтобы сыграть роль агента Смита. Он отказался от роли, вместо этого взяв роль в фильме «Годзилла».

На роль Морфеуса также пробовались Гэри Олдмен и Сэмюэль Л. Джексон.

Также первоначально в роли Нео братья Вачовски видели Джонни Деппа, но Warner Bros. хотели на эту роль Брэда Питта или Вэла Килмера. Но после того, как Килмер и Питт отказались, выбор встал между Джонни Деппом и Киану Ривзом. В результате выбор остановился на Киану, который был просто очарован сценарием.

Высокобюджетная сцена фильма

Изначально братья Вачовски хотели получить около $80 миллионов на постановку фильма, однако студия выделила только десять. Получив деньги, братья решили полностью вложить их в первые десять минут фильма (сцена с Кэрри-Энн Мосс). Финальный результат настолько впечатлил студию, что оставшуюся часть денег братья получили без всяких проблем.

Роли дублировали

Режиссёр дубляжа Ярослава Турылёва.

Съёмочная группа

Съёмки

«Матрица» — совместный проект студии Warner Bros. и австралийской Village Roadshow Pictures. Большинство сцен фильма снято в городе Сидней (Австралия), хотя в ранних версиях сценария упоминается, что действие разворачивается в Чикаго, родном городе братьев Вачовски. При съёмках использовались некоторые декорации «Тёмного города» — фильма сиднейского режиссёра Алекса Пройаса, вышедшего на экраны за год до «Матрицы» и близкого к ней по своей философской проблематике.[4]

Дизайн

«Код Матрицы» в фильме изображается бегущими вниз зелёными символами. Эти символы есть не что иное, как совокупность зеркально отображённых букв латиницы, цифр и слогов японского алфавита катакана. Также на код Матрицы похож дождь, стекающий по окну машины (в сцене под мостом) и струи воды мойщика окон (в сцене в офисе). Цветовая гамма в мире Матрицы отчётливо зелёного цвета, а в реальном мире бо́льший акцент ставится на синем.

Подобные «текущие символы» встречаются в аниме-фильме «Ghost in the Shell», только там они бегут горизонтально. Братья Вачовски сами признаются, что были вдохновлены этим аниме, также выполненным в стиле киберпанк. Такие же горизонтальные символы видны на мониторах пришельцев в фильме «День независимости», что вышел «всего» на 3 года раньше.

Визуальные эффекты

Эффект, названный Bullet time («Время пули») стал «визитной карточкой» «Матрицы». Bullet time — практически полная остановка времени в определённый момент, в то время как камера продолжает двигаться.

Для создания данного эффекта использовалась техника старой художественной фотографии, известной как «временной срез» (time-slice), которая заключается в следующем: вокруг объекта устанавливается большое количество камер, которые одновременно снимают объект. При изготовлении монтажной склейки, кадры сводят следующим образом: сначала берут первый кадр с первой камеры, потом первый кадр со второй, с третьей и т. д. В результате, на экране зритель видит неподвижный объект, в то время как камера движется вокруг него. Это напоминает то, как человек ходит вокруг статуи, чтобы получше рассмотреть её со всех сторон.

Описанный метод был улучшен братьями Вачовски и постановщиком спецэффектов Джоном Гаэтой: bullet time также регистрирует движение объектов, так что во время эффекта облёта камеры можно заметить замедленное движение персонажей.

Стоимость спецэффектов составила 12,6 млн долл. (20 % от бюджета).[5]

Музыка

Композитором фильма стал Дон Дэвис. Он заметил, что эффект отражения очень часто используется в фильме: отражения красной и синей таблеток в очках Морфеуса; Тринити наблюдает, как агенты сажают Нео в свою машину через зеркало заднего вида на мотоцикле; отражения в гнущейся ложке; отражение вертолёта в окнах небоскрёба. Дэвис сфокусировался на теме отражений, когда начал писать музыку, сменяя оркестровые темы на контрапунктические идеи.

Саундтрек

Для саундтрека «Матрицы» также использовалась музыка Rammstein, Роба Дугана, Rage Against the Machine, Propellerheads, Ministry, Massive Attack, Deftones, The Prodigy, Rob Zombie, Мэрилина Мэнсона, Juno Reactor.

Источники вдохновения и идеи предшествующих произведений

«Матрица» содержит множество аллюзий и реминисценций на различные фильмы, литературные произведения, философские идеи. Ситуация, показанная в фильме, отсылает к аллегории пещеры у Платона и мысленному эксперименту «мозги в бочке», а трактат Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция» упоминается в одной из сцен фильма. Также в фильме много аллюзий с другими произведениями в стиле киберпанк, такими как «Нейромант» Уильяма Гибсона.

Сюжет «Матрицы» основывается на религиозных представлениях об апокалипсисе и иллюзорности земного мира в сравнении с высшим духовным миром. Дьякон Андрей Кураев в своей книге «Кино: перезагрузка богословием» рассматривает религиозные мотивы фильма.[6]

  • 1939. Использование людей в качестве источника энергии для других существ описывается в книге Эрика Фрэнка Рассела «Зловещий барьер»[7].
  • 1960. В рассказе Станислава Лема — «Странные ящики профессора Коркорана»[8] описано устройство, которое моделирует человеческий мозг, на рецепторы которого проецируется виртуальная жизнь. Более того, в рассказе фигурирует взаимосвязанное семейство электронных устройств, наделённых сознанием, одно из которых стало сомневаться в том, что картинка жизни, которую оно наблюдает, реальна.
  • 1961. В романе Герберта Франке «Клетка для орхидей» была описана «Матрица» в том виде, в котором она существует в фильме.
  • 1963. В рассказе Роджера Желязны «Белая ворона»[9] из-за перенаселения Земли большая часть человечества погружена в сон, искусственно поддерживаемый машинами. Сцена пробуждения главного героя напоминает пробуждение Нео.
  • В 1965 году авторами Джеком Уильямсоном и Фредериком Полом было написано произведение «Дитя звёзд». В этом рассказе можно встретить описание людей, которые входят в «сообщество» с машиной с помощью связных разъёмов, находящихся на лбу. Описание этих разъёмов, а также само «сообщество» человека с машиной очень напоминает подключение к Матрице.
  • 1971. Искусственно созданная иллюзорная реальность описывается также в повести Станислава Лема «Футурологический конгресс»[10]. В этой книге высокотехнологичный утопичный мир будущего является продуктом коллективной галлюцинации, вызванной химическими веществами, распыляемыми по плану тайной всемирной «химиократии» с целью скрыть реальность, где мир находится в глубочайшем экономическом и экологическом кризисе.
  • 1976. В серии «Беспощадный убийца» из «Доктора Кто» матрица — это база данных, содержащая знания повелителей времени, которая могла эмулировать реальность человеку, подключённому к ней. Человек мог умереть, если бы умер в наглядном мире, генерируемом этим устройством (матрицей).
  • 1986. Идею о том, что воспринимаемая нами вселенная, возможно, создана компьютерной программой-симулятором, высказал Александр Лазаревич в своей книге «Генератор желаний».[11] Техническая возможность проведения вычислений, необходимых для полного описания нашей вселенной, с помощью квантовых компьютеров, теоретически обосновывается в научно-популярной работе физика Дэвида Дойча «Структура Реальности».
  • 1989. Огромное влияние на «Матрицу» оказал японский аниме-фильм и манга «Призрак в доспехах». Продюсер Джоэль Сильвер сказал, что братья Вачовски, описывая свои намерения по поводу «Матрицы», показали ему это аниме и сказали: «Мы хотим сделать это в реальности».
  • 1990. Из фильма «Вспомнить всё» позаимствованы многие элементы, в частности кресла для загрузки в мозг виртуальной реальности и красная таблетка для пробуждения от неё, имплантированный и извлечённый «жучок», катакомбы повстанцев и их разрушение «имперской» буровой техникой, бой главного героя и его спутницы с отрядом боевиков в зале с колоннами (а также сами гигантские колонны).
  • 1994. Много сравнений было с комиксами en:The Invisibles Гранта Моррисона; Моррисон был уверен, что братья Вачовски сделали плагиат его работы, создавая фильм.

В ReBoot (мультсериал) показан мир-город существ внутри компьютера, внутри которого учёный Матрикс (Matrix) из-за эксперимента «обнулил» себя и другой подобный мир-город, после чего началось противостояние уцелевших с вновь появившимися.

  • 1995—1996. Дизайн подземного города Зион, а также сцена с проникновением машин в него путём бурения в поверхности почти в точности повторяют аниме «Евангелион»[12].
  • 1997. Кастанеда, Карлос в книге «Активная сторона бесконечности» описывает наблюдаемый мир как интерпретацию энергии, образующей Вселенную, а также способность магов отключать систему интерпретации и видеть непосредственно энергию. Подобным образом Нео способен видеть Матрицу в виде «исходного кода», преодолевать восприятие её как реальности.
  • Так же есть видео, в котором сравниваются кадры из матрицы с кадрами из других фильмов и мультфильмов.

Выпуск

«Матрица» впервые вышла в США 31 марта 1999 года, за два месяца до ожидаемого фантастического фильма «Звёздные Войны: Эпизод I». Фильм собрал 171 миллион долларов в США и 460 миллионов во всем мире и позже вышел на DVD, разойдясь более чем трёхмиллионным тиражом только в США.

Отзывы

Комбинация насыщенного спецэффектами действия с философской проблематикой была довольно радушно принята, хотя вопросы об органичности этого сочетания остались. Уильям Гибсон, просмотрев фильм, сказал: «Такого восхищения я не испытывал очень давно», — и добавил: «Нео теперь мой самый любимый герой в фантастике, навсегда». Джосс Уидон назвал фильм «мой номер один» и похвалил за глубину сюжета, заметив: «Он смотрится на том уровне, на котором ты хочешь его смотреть», — имея в виду, что любители сражений будут обрадованы схватками и перестрелками, а любители поразмыслить — философской идеей «Матрицы». В 2001 году «Матрица» заняла 66-е место в составленном Американским институтом кино «списке 100 лучших триллеров».

Роджер Эберт поставил фильму три звезды из четырёх возможных. Его разочаровало то, что «фильм начинается с пересмотра природы реальности, а заканчивается перестрелкой. Мы хотим прыжка воображения, а не очередной кульминации с непременными автоматными очередями. Мне пришлось повидать десятки, если не сотни подобных упражнений в насилии, которые эксплуатируют одни и те же давно затёртые идеи».[13] Другие кинообозреватели высказали недовольство излишней пафосностью фильма и отсутствием в нём самоиронии.

Награды

В 1999 году фильм получил четыре награды американской Киноакадемии «Оскар» в номинациях[14][15]:

Кроме «Оскара», фильм также получил 28 премий и 36 номинаций:

  • 1999 — премия «BMI Film Music Award» (Дон Дэвис)
  • 1999 — премия «Bogey Award in Gold»
  • 1999 — премия «Золотой экран» (Golden Screen)
  • 1999 — премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее действие»
  • 1999 — премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее художественное оформление и продажа»
  • 1999 — премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучший монтаж»
  • 1999 — премия «Золотой анонс» (Golden Trailer) в категории «лучшее шоу»
  • 1999 — премия «Выбор рецензентов» (Reader’s Choice Award) в категории «лучший иноязычный фильм» (Энди Вачовски, Ларри Вачовски)
  • 2000 — премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший режиссёр» (Энди Вачовски, Ларри Вачовски)
  • 2000 — премия «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший научно-фантастический фильм»
  • 2000 — номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актёр» (Киану Ривз)
  • 2000 — номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие костюмы» (Ким Баррет)
  • 2000 — номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший грим» (Никки Гули, Боб Маккэррон, Уэнди Сайнсбари)
  • 2000 — номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучшие спецэффекты» (Джон Гаета, Янек Сиррс, Стив Кортли, Джон Там)
  • 2000 — номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший актёр второго плана» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 — номинация на премию «Сатурн» (Saturn Award) в категории «лучший сценарий» (Энди Вачовски, Ларри Вачовски)
  • 2000 — номинация на премию «Аманда» (Amanda, Норвегия) в категории «лучший иностранный фильм» (Энди Вачовски, Ларри Вачовски)
  • 2000 — премия «Эдди» (Eddie) в категории «лучший монтаж художественного фильма» (Зак Стейнберг)
  • 2000 — номинация на премию «Excellence in Production Design Award» в категории «художественный фильм» (Оуэн Патерсон, Мишель Макгэй, Хью Бэйтап)
  • 2000 — номинация на премию Японской киноакадеми в категории «лучший иностранный фильм»
  • 2000 — премия «BAFTA» в категории «лучшее достижение в визуальных эффектах» (Джон Гаета, Янек Сиррс, Стив Кортли, Джон Там)
  • 2000 — премия «BAFTA» в категории «лучший звук» (Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Дэвид Ли, Дэйн Э. Дэвис)
  • 2000 — номинация на премию «BAFTA» в категории «лучший оператор» (Билл Поуп)
  • 2000 — премия «BAFTA» в категории «лучший монтаж» (Зак Стейнберг)
  • 2000 — премия «BAFTA» в категории «лучший дизайн» (Оуэн Патерсон)
  • 2000 — номинация на премию «Чёрная бобина» (Black Reel) в категории «лучший актёр» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 — премия «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый актёр» (Киану Ривз)
  • 2000 — премия «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый актёр второго плана» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 — номинация на премию «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимая актриса» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 — номинация на премию «Blockbuster Entertainment Award» в категории «любимый злодей» (Хьюго Уивинг)
  • 2000 — номинация на премию «Brit» в категории «лучший саундтрек»
  • 2000 — премия «CAS Award» в категории «лучшее исполнение звукового микширования в художественном фильме» (Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Дэвид Ли)
  • 2000 — номинация на премию «CDG Award» в категории «высокое качество дизайна одежды для фильма» (Ким Баррет)
  • 2000 — премия «Golden Slate» в категории «лучший актёр в ведущей роли» (Киану Ривз)
  • 2000 — премия «Golden Slate» в категории «лучшая актриса в ведущей роли» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 — премия «Golden Slate» в категории «лучшие визуальные эффекты»
  • 2000 — премия «Империя» в категории «лучший дебют» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 — премия «Империя» в категории «лучший фильм»
  • 2000 — номинация на премию «Золотой спутник» (Golden Satellite Award) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Джон Гаета, Стив Кортли, Брайан Кокс)
  • 2000 — номинация на премию «Грэмми» (Grammy) в категории «лучший альбом саундтреков»
  • 2000 — номинация на премию «Хьюго» (Hugo) в категории «лучшая постановка»
  • 2000 — номинация на премию «Image Award» в категории «выдающийся актёр в кинофильме» (Лоренс Фишберн)
  • 2000 — номинация на премию «Image Award» в категории «выдающийся кинофильм»
  • 2000 — премия «Ключевое искусство» (Key Art Award) в категории «лучшее аудиовизуальное шоу»
  • 2000 — премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучшие визуальные эффекты» (Джон Гаета)
  • 2000 — номинация на премию «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший монтаж» (Зак Стейнберг)
  • 2000 — премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший дизайн» (Оуэн Патерсон)
  • 2000 — премия «Sierra Award» Общества кинокритиков Лас-Вегаса (Las Vegas Film Critics Society) в категории «лучший сценарий» (Энди Вачовски и Ларри Вачовски)
  • 2000 — премия «MTV Movie Award» в категории «лучший поединок» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 — премия «MTV Movie Award» в категории «лучшее исполнение роли мужчины» (Киану Ривз)
  • 2000 — премия «MTV Movie Award» в категории «лучший фильм»
  • 2000 — номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучшее ведение боя» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 — номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «лучший экранный дуэт» (Киану Ривз, Лоренс Фишберн)
  • 2000 — номинация на премию «MTV Movie Award» в категории «крупное достижение в женской роли» (Керри-Энн Мосс)
  • 2000 — премия «Золотая плёнка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук — эффекты» (Дэйн Э. Дэвис, Том Бреннан, Джулия Эвершад, Эрик Линдерманн, Дэвид Гримальди, Сьюзан Дудик, Валери Дэвидсон, Нэнси Бэйкер, Дэвид Макрилл, Барбара Делпич, Фрэнк Лонг, Ноэл Макинтош, Джон Ройсч, Хильда Ходжес, Джон Т. Рейц, Грегг Радлофф, Дэвид Э. Кэмпбелл, Кевин Э. Карпентер, Мэри Джо Ланг, Кэролин Тапп)
  • 2000 — номинация на премию «Золотая плёнка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук — диалоги» (Дэйн Э. Дэвис, Чарльз У. Риттер, Джулия Эвершад, Сьюзан Дудик)
  • 2000 — номинация на премию «Золотая плёнка» (Golden Reel Award) в категории «лучший монтаж звук — музыка» (Лори Л. Эшлер, Зигмунд Грон, Джордан Корнголд)
  • 2000 — номинация на премию «Небьюла» (Nebula Award) в категории «лучший сценарий» (Энди Вачовски, Ларри Вачовски)
  • 2003 — премия «Artistic Achievement Award» (для DVD релиза)
  • 2005 — номинация на премию «Golden Satellite Award» в категории «лучший киносериал»

Последователи «Матрицы»

Коммерческий успех «Матрицы» дал «зелёный свет» для создания продолжений (сюжетные намётки трилогии задумывались авторами изначально, однако студия требовала определиться с результатами проката первого фильма). В результате в кинотеатрах практически одновременно появились «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция». Новые фильмы содержали ещё более впечатляющие спецэффекты. История теперь концентрируется на предстоящей атаке Машин на город людей — Зион. Нео представляет свои новые умения и также узнает об истории Матрицы, своей роли Избранного и пророчества об окончании войны.

Также независимо был выпущен сборник из девяти анимационных короткометражных фильмов «Аниматрица». Большинство из фильмов создано в стиле аниме, который очень сильно повлиял на трилогию. Братья Вачовски одобрили «Аниматрицу»; наметили сюжетные ходы эпизодов, однако во всех случаях, кроме первого эпизода, доверили аниматорам самостоятельное написание сценариев и их режиссуру.

По мотивам фильмов разработано три компьютерные игры: Enter the Matrix (2003), которая рассказывает о том, что происходило до и в течение «Матрицы: Перезагрузки» от лица Ниобе и Призрака; The Matrix Online (2004) — MMORPG, которая продолжает историю после «Матрицы: Революции» (известно, что проект провалился в продажах); и The Matrix: Path of Neo (2005), которая предоставляет игрокам возможность взять на себя роль Нео и пройтись по эпизодам всех трёх фильмов.

На официальном сайте представлены бесплатные комиксы, действие которых происходит во вселенной «Матрицы».[16] Расширенные, цветные и дополненные версии этих же комиксов (наряду с другими работами) опубликованы и реализуются специально созданной для этих целей компанией Burlyman Entertainment.[17]

Выход фильма и его ошеломляющий успех дал толчок многочисленным творческим проявлениям фанатов как в России[18], так и за рубежом[19], включающим литературное, изобразительное, пародийное и видеотворчество. Такое нередко происходит после выхода в свет сколько-нибудь значительного произведения массовой культуры, но количественный аспект позволяет выделить «пост-Матричное» творчество фанатов в качестве отдельного феномена. Существуют даже любительские экранизации[20][21] двух из упомянутых выше комиксов, опубликованных на официальном сайте фильма.

Влияние

«Матрица» оказала серьёзное влияние как на последующие фильмы в жанре боевика, так и на мировую киноиндустрию в целом, став, по образному выражению своего продюсера, «первым фильмом нового столетия». Достаточно сказать, что после «Матрицы» в фильмах часто стало появляться замедленное движение, крутящаяся камера и даже эффект Bullet time. Во многих играх вроде Max Payne (Max Payne начали разрабатывать за два года до выхода Матрицы, и уже тогда его главной фишкой были кинематографичность и замедление времени, позаимствованные не из Матрицы, а из фильмов Джона Ву), Stranglehold, BloodRayne, F.E.A.R., Need for Speed: Most Wanted и Need for Speed: Carbon замедление используется как элемент игрового процесса. Bullet time также породил много пародий — в комедийных фильмах («Очень страшное кино», «Мужчина по вызову», «Шрек», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»), сериалах («Симпсоны») и играх (Conker's Bad Fur Day).

Коммерческая успешность и внушительное количество фанатов, возникшее уже после выхода первой части трилогии, значительно повлияли на развитие индустрии «сопутствующих товаров». Возникла носящая некоторые элементы субкультуры и во многом не спадающая до настоящего времени волна «моды на Матрицу».

Интересные факты

  • В компьютерной игре Heroes of Might and Magic III: The Shadow of Death в качестве чит-кодов используются различные имена и названия из трилогии. Например nwcfollowthewhiterabbit — прибавляет максимум удачи, nwczion — делает постройки во всех городах, захваченных игроком-читером, nwcwhatisthematrix — открывает всю карту[22].
  • В самом начале фильма Тринити сидит за компьютером в комнате 303 (тринити — число три). В комнате под этим же номером находился телефон-выход для Нео в самом конце фильма.
  • Нео же, в начале фильма живёт в комнате 101 — один, единственный, избранный.
  • В фильме «Матрица» у главного героя фильма — Томаса Андерсона документы действительны до 11.09.2001, даты терактов в США.[23]
  • В компьютерной игре WarCraft III в качестве чит-кода для бесконечной маны используется фраза из фильма: thereisnospoon, что в переводе означает «ложки нет». Также эта фраза появляется на экранных заставках в игре Postal III .
  • В 15 сезоне Южного парка (7 серия, 2 эпизод) была пародия на «Матрицу»: вместо Нео был Стен, также там были Морфеус, Тринити и другие герои фильма.
  • Во второй части фильма, в сцене встречи Нео с Пифией в новом облике Пифия дает Нео леденец в форме «той самой» красной пилюли. Возможно это символ того, что Нео вновь потерял свой смысл жизни и должен его обрести заново.
  • В фильме Нео достает компьютерный диск из книги Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция». Эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где, собственно, «Симулякры и симуляция». Когда Нео достает из книжки спрятанный там диск, он открывает её на главе «О нигилизме». В интервью Le Nouvel Observateur[24] 19 июня 2003 Бодрийяр утверждал, что «Матрица» неправильно понимает и искажает его работу «Симулякры и симуляции».

См. также

Примечания

  1. ↑ The Matrix (1999) — Box Office Mojo
  2. Convergence culture: where old and new media collide. — NYU Press, 2006. — С. 98. — 308 с. — ISBN 0-81-474281-5
  3. англ. «Follow the White Rabbit» — отсылка к произведению «Алиса в Стране Чудес», в котором приключения Алисы начались с того, что она погналась за Белым Кроликом.
  4. Dark City :: rogerebert.com :: Great Movies
  5. Матрица Слухи на IMDb
  6. Дьякон Андрей Кураев рассматривает религиозные мотивы фильма
  7. Эрик Фрэнк Рассел. Зловещий барьер
  8. http://bibliograph.ru/Biblio/L/Lem/Lem.html#ВОС1
  9. Роджер Желязны. Белая ворона
  10. http://bibliograph.ru/Biblio/L/Lem/Sobr.html#сс-текст
  11. Александр Лазаревич. Генератор желаний
  12. 1 2 3 4 5 6 [Рецензенты часто отмечали схожесть «Матрицы» с фильмами 1990-х]
  13. The Matrix :: rogerebert.com :: Reviews
  14. Номинанты на Оскар(битая ссылка)
  15. Матрица (награды)
  16. Warner Bros
  17. THE MATRIX COMICS: Burlyman Entertainment Shop
  18. Творчество фанатов фильма
  19. MatrixFans.net :: Fan Section
  20. Matrix Wrong Number Матрица Неверный Номер
  21. Matrix Butterfly Матрица Бабочка
  22. Heroes Of Might And Magic 3: The Shadow Of Death Cheats, Codes, Cheat Codes, Walkthroughs, Unlockables for PC
  23. Скриншот документов главного героя фильма — Томаса Андерсона
  24. Жан Бодрияр. «Матрица» — Почему этот фильм восхищает философов. | Jung Land

Литература

  • Джейк Хорсли. Воин Матрицы. 2004, ISBN 5-94278-468-X
  • Дино Феллуга, Эндрю Гордон. «Матрица»: парадигма постмодернизма // Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице». — М.: Ультра.Культура, 2003. С. 87-102. ISBN 5-98042-033-9
  • «Матрица» как философия: Эссе / Пер. с англ. О. Турухиной — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 384 с. (Серия «Масскульт»). ISBN 5-9709-0165-2
  • Щитов Д. Нас продали матрице

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Матрица (фильм)
  • Официальный сайт (закрыт с 2011 года, предложение перейти на Варнер Бр.)
  • Матрица  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Духовный подтекст в кинофильме «Матрица»
  • Матрица в реальной жизни
  • Щипков Б. Р. Фильм «Матрица»
  • первоначальный вариант сценария «Матрица» братьев Вачовски, написанный в 1996 году

Tags: Матрица игра скачать торрент, матрица в называется обратной к матрице а если, матрица памяти игра.