Glnews.ru

Glnews.ru - информационный портал

Метки: Кавур кто это, кавур или гарибальди, конте ди кавур десерт, конте ди кавур брют, кавур известен тем что.

Линейные корабли типа «Конте ди Кавур»
Classe Conte di Cavour
Конте ди Кавур в 1914 году
Проект
Страна  Италия
Основные характеристики
Водоизмещение нормальное 22 992 т
полное 24 250
Длина 168,9 м
Ширина 28 м
Осадка 9,4 м
Бронирование борт 254 мм
палубы 111 мм
Мощность 32 190 л.с.
Скорость хода 22.2 узла
после моденизации
28 узлов
Дальность плавания 4800 морских миль на 10 узлах
Экипаж 981 человек
Вооружение
Артиллерия 13 × 320-мм
18 × 120-мм
13 × 75-мм
после модернизации
10 × 320-мм
12 × 120-мм
8 × 75-мм
Зенитная артиллерия после моденизации
8 100 мм/47
16 × 37-мм/54,
12 × 20-мм
Минно-торпедное вооружение 3 × 450-мм ТА
Изображения на Викискладе

Линейные корабли типа «Конте ди Кавур» (итал. Classe Conte di Cavour) — серия линейных кораблей итальянского флота.

Содержание

История создания

Еще во время закладки первого линкора Итальянского ВМФ «Данте Алигьери», в Италии появились сведения что Австро-Венгрия спешно начала разработку своих дредноутов. Также в Австро-Венгрии были решено поставить на свои линкоры трёхорудийные башни. Создание чертежей нового линкора было поручено контр-адмиралу Эдоардо Масдеа. Масдеа предложил новый проект более крупного корабля с оригинальным размещением артиллерии в пяти башнях: в носу и корме нижние башни были трехорудийными, а верхние — двухорудийными. Еще одна трехорудийная башня располагалась точно на миделе — между дымовыми трубами.

Появление новых английских дредноутов с 15 дюймовыми орудиями главного калибра сделало очевидным устаревание итальянских линкоров ещё на стапеле.

История строительства

Летом 1910 года на трёх итальянских верфях были заложены три линкора нового типа. Линкоры строились на верфях «Арсенале» в Специи, «Ансальдо» в Генуе и «Одеро» в Фоче близ Генуи. Новые линкоры получили названия: «Конте ди Кавур», «Джулио Чезаре», «Леонардо да Винчи».

Представители

Название Закладка Принятие на
вооружение
Статус
Конте ди Кавур 1910 1914 Потоплен 11 ноября 1940 года.
Джулио Чезаре 1910 1914 Передан СССР в качестве репарации в 1948 году.
Леонардо да Винчи 1910 1914 Перевернулся и затонул в 1916 году. Разобран на металл в 1923 году.


Конструкция

Корпус и надстройки

На стадии проек­тирования линкоров типа «Конте ди Кавур» обводы корпуса многократно испытывались в экспериментальном бассейне. Также впервые в Италии было решено отказаться от носовой оконечности таранного типа в пользу «клиперной» формы с изгибом вперед в ее верхней части. Корма оставалась закругленной формы с двумя рулями, расположенными по продольной оси корпуса. Корпус линкора был выполнен почти целиком из высокопрочной стали и имел на всем протяжении двойное дно. На корабле было три палубы: броневая, главная, верхняя. На надстройке располагались 120-мм орудия и далеко разнесенные трубы. Бронированная боевая рубка помещалась между башней № 2 и фок-мачтой и трубой. Башня № 3, одна из трехорудийных, находилась в центре корабля. Второй командный пост находился между башней № 4, задними трубой и грот-мачтой. Жилые помещения как офицеров, так и кубрики матросов были сильно разнесены по длине корабля, достаточно велики и комфортабельны по меркам тех лет.

Вооружение

Орудия главного калибра линкоров типа «Конте ди Кавур» были спро­ектированы фирмой «Армстронг». Для линкора «Конте ди Кавур» орудия главного калибра изготавливались в Италии фирмой «Виккерс-Терни», для «Лео­нардо да Винчи» — в Англии фирмой «Армстронг», а для «Джулио Чезаре» — итальянским филиалом английского «Армстронг» в Поццуоли близ Неаполя с помощью ведущей фирмы. Орудия главного калибра располагались в орудийных башнях, установленных по продольной оси корабля так, что носовой, кормовой и бортовой огонь могли вести 5, 5 и 13 стволов соответственно. Орудийные башни № 1 и № 3 были трехорудийные, а башни № 2 и № 4 двухорудийные. Углы об­стрела башен № 1 и № 5 равнялись 300°, № 2 и № 4 310°, а № 3 360°. Боезапас каждого 305-мм орудия составляли 40 бронебой­ных снарядов и 30 осколочных. Артиллерия вспомогательного калибра состоя­ла из 18 орудий 120 мм орудий системы Виккерс образца 1909 года. Они располагались под над­стройкой в центре корабля. Восемь из них могли вести огонь по носу, шесть — по корме и девять — по каждому борту. Боезапас этих орудий состоял из 3600 снарядов. Линкоры типа «Конте ди Кавур» имели и 14 76 мм орудий системы Виккерса образца 1909 года, которые стояли открыто на башнях, центральной надстройке и верхней палубе. Они имели возможность располагаться на 30 различных позици­ях. Артиллерийские погреба располагались тремя группами: носовой, центральной и кормовой, но все они находились под глав­ной броневой палубой. Подача бое­припасов главного калибра линкоров осуществлялась гидравлическим способом, а наводка стволов — электрогидравлической системой. Также на кораблях были установлены подводные торпедные аппараты: два носовых и один кормовой.

Модернизация

Из Первой мировой войны итальянский линейный флот вышел в ослабленном состоянии: не поучаствовав ни в едином сражении, он потерял дредноут «Леонардо да Винчи». Соотношение сил Италии и Франции 1:1,5, предусмотренное Вашингтонским морским соглашением, не устраивало итальянцев. Вскоре Франция вводит в строй новые линкоры типа «Дюнкерк». В ответ итальянцы решили модернизировать свои линкоры типа «Конте ди Кавур».

Идея состояла в удалении средней орудийной башни и размещении на её месте подбашенных отделений новых машин. Первыми в 1933 году на стапели для модернизации встали «Конте ди Кавур» и «Джулио Чезаре». С них сняли орудийные башни и надстройки, извлекли машины и котлы и приступили к перестройке корпуса. Носовую часть линкоров удлинили на 10,3 м. Удлинение корпуса понадобилось прежде всего для обеспечения более высокой скорости, не совместимой со старыми обводами. Новая энергетическая установка хотя и весила на треть меньше старой, но развивала втрое большую мощность. Механизмы разместили в шахматном порядке — по левому борту спереди находились котлы, за ними — турбины, а по правому — наоборот. Благодаря этому модернизированные линкоры смогли развивать скорость в 28 узлов.

Калибр орудий был увеличен до 320 мм путем рассверливания 305-мм орудий. Новые пушки дополнялись достаточно совершенной системой управления огнём. В результате вооружение модернизированных дредноутов типа «Конте ди Кавур» оказалось вполне конкурентоспособным в сравнении с орудиями французских кораблей.

Полностью обновилась и вспомогательная артиллерия. Вместо казематных 120-мм пушек было установлено шесть спаренных башенных установок (того же калибра, но более современной модели), размешенных на верхней палубе, а также восемь 100-мм зениток.

Также была увеличена толщина брони. Толщина главной броневой палубы над энергетической установкой составила 80 мм, а над погребами - 100 мм. Была изменена противоторпедная защита линкоров. Главный конструктор генерал Пульезе предложил оформить её в виде двух концентрических труб: внутренняя была полой и предназначалась для гашения силы подводного взрыва, а внешняя на удаленной от борта стороне представляла собой 25-мм полукруглую броневую переборку.

История службы

Первая мировая война

В августе 1914 года началась Первая мировая война. Три линкора типа «Конте ди Кавур» входили в 1-ю Боевую дивизию контр-адмирала К.Корси. Линкором «Конте ди Кавур» — командовал капитан 1 ранга Солари, «Джулио Чезаре» — капитан 1 ранга Марцоло, «Леонардо да Винчи» — капитан 1 ранга Морино.

Италия не сразу вступила в войну, долго решала, чью сторону ей выгоднее принять. Хотя к моменту начала она входила в состав Тройственного союза вместе с Германией и Австро-Венгрией, Антанте удалось добиться нейтралитета Италии. Выступление Италии на стороне Германии сделало бы положение союзников на Средиземном море угрожающим. В конце концов обещания удовлетворить все притязания Италии на Адриатике за счет Австро-Венгрии подтолкнули ее выступить на стороне Антанты.

На момент объявления войны 24 мая 1915 года все дредноуты типа «Конте ди Кавур» находились в главной базе Таранто, входя в состав 1-й дивизии линейных кораблей контр-адмирала Корси, причем новейший «Конте ди Кавур» стал флагманом главнокомандующего вице-адмирала Луиджи ди Савойя. Командиром «Джулио Чезаре» был уже капитан 1 ранга Лобетти, а «Леонардо да Винчи» — капитан 1 ранга С.Писенарди. За день до этого на борту «Конте ди Кавур» состоялась встреча командующего английским Средиземноморским флотом адмирала Гэмбла с начальником итальянского главного морского штаба вице-адмиралом Паоло ди Ревел и главнокомандующим герцогом Абруцким, на которой обсуждались вопросы взаимодействия флотов.

Сразу после объявления войны Италия приступила к блокаде австрийского побережья. Задачей линкоров типа Конте ди Кавур был бой с Австро-Венгерскими дредноутами типа «Вирибус Унитис». В других случаях рисковать ими не разрешалось. К 1916 году итальянцы располагали шестью дредноутами против четырех австрийских, но они считали, что в эскадренном сражении австрийцы будут иметь в составе главных сил еще три мощных додредноута и примут бой на отходе строем фронта.

Вскоре после начала войны на Адриатике выяснилось, что не австрийские линкоры находящиеся на базах являются главной опасностью. Подводные лодки, потопившие за неделю июля 1915 года три больших броненосных крейсера, в том числе два итальянских, резко изменили довоенные взгляды на средства достижения господства на море. Подводная угроза заставила все крупные итальянские корабли стоять в гаванях.

Одной из немногих операций, к которой привлекались дредноуты, была оккупация базы Курцола на полуострове Саббионцела в Италии в которой участвовали все три линкора типа «Конте ди Кавур».

Но и нахождение итальянских линкоров на базе не избавило их от потерь. 2 августа 1916 года на только что вышедшем из дока Таранто «Леонардо да Винчи» погрузили дополнительный боезапас для учебной стрельбы, чтобы не тратить основной боекомплект. Опасный груз приняли во вполне удовлетворительном состоянии, всего на корабле находилось 846 305-мм, 2866 120-мм снарядов и 2 торпеды, а также полный запас топлива. Примерно в 23:00 офицеры и команда, находящиеся в нижних палубах, почувствовали сотрясение, которое одни сравнивали потом со взрывом, а другие — с вытравливанием якорной цепи.

Действие взрыва начало распространяться по кормовой 120-мм батарее правого борта, а из горловины вентилятора охлаждения вблизи элеватора № 10 показался дым. После объявления боевой тревоги командир корабля увидел, что дым выходит из отделения пятой башни, и, поняв, что в погребе происходит пожар, приказал затопить погреба обеих кормовых башен. Погреба быстро затопили, для тушения пожара разнесли шланги. Но в 23:16 из элеватора № 10 показалось сильное пламя, которое проникло в батарею и стало быстро распространяться в носовую часть корабля. Пробивающиеся из всех отверстий огонь и дым заметили на стоящих на рейде кораблях.

Через 6 минут после появления пламени произошел взрыв, который по произведенным им разрушениям во много раз превзошел предыдущие. Силой взрыва смело за борт часть экипажа с верхних постов и повредило кингстоны затопления в носовой части корабля. Вода, попадавшая внутрь корпуса, свободно распространялась через открытые водонепроницаемые двери. В 23:40 линкор стал постепенно погружаться в воду кормой с креном на левый борт, который быстро увеличивался. В 23.45 корабль перевернулся кверху килем и затонул на глубине 10 метров.

Погибли 21 офицер из 34 и 227 человек команды из 1156. Следственная комиссия высказала несколько предположений, каждое из которых аргументировалось соответствующими фактами. Однако в ноябре 1916 года на причины гибели «Леонардо да Винчи» был пролит свет. Органы контрразведки раскрыли разветвленную шпионскую германскую организацию во главе с видным служащим папской канцелярии, которая занималась проведением диверсий на кораблях итальянского флота.

В течение 30 месяцев проводились судоподъемные работы, в которых участвовало до 150 рабочих. После ввода корабля в док вверх килем было установлено, что взрыв образовал значительную пробоину с двух бортов в районе выхода труб из корпуса и повредил большое количество водонепроницаемых переборок. После взрыва вода проникла в погреба боезапаса и соседние помещения, а также в коридор гребных валов. Распространению воды способствовали открытые двери, расположенные на 0,94 м выше киля. Когда вода проникла в элеваторы и затопила почти весь корабль, его остойчивость нарушилась, он опрокинулся и затонул за 10 минут.

В конце года «Конте ди Кавур» стал флагманом «Группы А», оставаясь вместе с «Джулио Чезаре» и «Данте Алигьери» в составе 1-й дивизии, продолжая базироваться на Таранто. В марте 1917-го все дредноуты находились в районе южной Адриатики и Ионического моря, чтобы обеспечивать операции на островах Ионического архипелага.

Межвоенный период

Вторая мировая война

Послевоенный период

Ссылки

  • Линкоры типа «Конте ди Кавур» во Второй мировой войне
  • Тип «Конте ди Кавур» на энциклопедии кораблей
  • Интересная статья о линкорах типа «Конте ди Кавур»


Tags: Кавур кто это, кавур или гарибальди, конте ди кавур десерт, конте ди кавур брют, кавур известен тем что.