Glnews.ru

Glnews.ru - информационный портал

Николай Николаевич Каретников
Основная информация
Профессии

композитор

Никола́й Никола́евич Каре́тников (28 июня 1930, Москва10 октября 1994, там же) ― русский композитор, один из крупных представителей русского постмодерна в музыке.

Содержание

Биография

Каретников родился в интеллигентной семье ― его бабушка пела в Императорской опере и выступала в спектаклях вместе с Фёдором Шаляпиным. Учился в ЦМШ у Виссариона Шебалина и Татьяны Николаевой, у Шебалина же продолжил своё образование в Московской консерватории, которую окончил как композитор в 1953 году. Большое впечатление на Каретникова произвёл концерт в 1957 году в Москве канадского пианиста Гленна Гульда, исполнившего сочинения композиторов Второй венской школы ― Шёнберга и Берга. В этот период развивается собственный творческий почерк композитора, сочетающий в себе аскетичность формы неовенцев и яркость, эмоциональность, присущую русской школе. Известность Каретникову принесли его ранние сочинения, такие как оратория «Юлиус Фучик» (1953) и балет «Геологи» (1956; поставлен в Большом театре), однако последующие работы, написанные в технике европейского модернизма, подверглись жёсткой критике со стороны Союза композиторов и не исполнялись в течение многих лет. Среди таких сочинений ― Четвёртая симфония и Струнный квартет (1963), Камерная симфония (1969). В эти годы, не имея возможности для исполнения своих произведений, композитор пишет музыку для театральных постановок и кинофильмов, среди которых ― «Мир входящему» (1961), «Скверный анекдот» (1965), «Бег» (1970) и многие другие. В 1970 ― 80-е годы Каретников работал над двумя масштабными сценическими произведениями ― оперой «Тиль Уленшпигель» и ораторией «Мистерия апостола Павла», посвящённой протоиерею Александру Меню. «Тиль Уленшпигель», наполненный едкой политической сатирой и аллегориями, не мог быть поставлен на официальной сцене, и лишь в середине 1980-х удалось сделать «подпольную» запись этой оперы, а сцену она увидела только в 1993 в Германии. В последние годы жизни композитор вновь обратился к инструментальной музыке, оставив после смерти несколько сочинений неоконченными.

В 1990 была опубликована книга воспоминаний композитора «Темы с вариациями», вызвавшая неоднозначную реакцию у музыкальной общественности.

Основные сочинения

Оперы
Балеты
  • «Геологи» (1956)
  • «Ванина Ванини» (1962)
  • «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1967)
  • «Волшебный камзол»
Хоровые сочинения
  • «Юлиус Фучик», оратория для голосов, хора и оркестра (1953)
  • Пять духовных песнопений для хора и медных духовых (1969)
  • Шесть духовных песнопений (1993)
  • Восемь духовных песнопений памяти Бориса Пастернака
Оркестровые сочинения
  • Четыре симфонии (1951, 1956, 1959, 1963)
  • «Драматическая поэма» (1958)
  • Концерт для духовых инструментов (1965)
  • Камерная симфония для девятнадцати инструментов (1969)
  • Концерт для струнных инструментов (1991)
Камерные сочинения
  • Соната для скрипки и фортепиано (1960)
  • Струнный квартет (1963)
  • Концертная пьеса для фортепиано (1969)
  • Четыре пьесы для флейты, кларнета, бас-кларнета и фортепиано (1969)
  • Две пьесы для фортепиано (1973)
  • Фортепианный квинтет (1993)
Музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам
  • «Пастух» (экранизация рассказа М. Шолохова, 1957)
  • «Конец и начало» (реж. М. Захариас, 1963)
  • «Скверный анекдот» (экранизация рассказа Ф. М. Достоевского, 1966)
  • «Бег» (реж. А. Алов, В. Наумов, 1970)
  • «Там, вдали, за рекой» (реж. В. Маликов, В. Фейнберг, 1971)
  • «Встреча на далёком меридиане» (реж. С. Тарасов, 1978)
  • «Верой и правдой» (реж. А. Смирнов, 1979)
  • «Голос» (реж. И. Авербах, 1982)
  • «Тевье-молочник» (телеспектакль, 1985)
  • «Брод» (реж. А. Добровольский, 1987)

Литература

  • Тараканов М. Апология непризнания ― журнал «Советская музыка», № 7 за 1990 год
  • Селицкий А. Николай Каретников: выбор судьбы ― Ростов-на-Дону, 1997
  • Раабен Л. Н. Николай Каретников, в сб.: О духовном ренессансе в русской музыке. ― СПб, 1998. Стр. 208―215

Ссылки

  • Фильмография

Источник